Из капли возгорится пламя...

- Вчера вы изволили фокусы делать...
- Я? - воскликнул в изумлении маг, -
Помилосердствуйте. Мне это даже
как-то не к лицу!

МиМ

Более двух лет в рунете тлеет дискуссия о природе пасхального Благодатного Огня в Иерусалимском храме (см. http://www.skeptik.net/miracles/pasfire.htm - статья к.х.н. Евгения Барсукова и http://www.holyfire.org/razbor_barsukov.htm - статья р.Б. Иоанна).

Принципиальные вопросы следующие:

Откуда служители культа могли ежегодно брать большое количество (борного) эфира? Кто мог его синтезировать, скажем, тысячу лет назад, почему нет никаких свидетельств, устных и материальных? Как эфир могли поджигать незаметно? Как загораются высоко подвешенные и находящиеся на всеобщем обозрении лампады?


Неверующие, отвратите умы свои от не любимой многими химии!

Обратитесь к Библии!

Почему никто не вспомнил, как Яхве беседовал с Моисеем из горящего, но не сгорающего куста?! Неужели такая очевидная аналогия не послужила никому отправной точкой для размышлений?

Истинно, истинно библейское свидетельство. Есть такой куст.

Теперь мы уже знаем, что такой куст существует, он и в наши дни встречается на Синайском полуострове и называется диптам, или куст Моисея. Это своеобразное растение выделяет летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце. Экземпляр этого куста привезли даже в Польшу и посадили в горно-степном заповеднике в Скоротицах. В 1960 году газеты сообщили, что, к удивлению местных жителей, куст Моисея в жаркий день загорелся голубовато-красным огнем.

Зенон Косидовский. Библейские сказания

http://lib.ru/HRISTIAN/KOSIDOWSKIJ/skazaniya.txt

Поскольку кустов диптама в Иерусалимском храме замечено не было, отмечу, что различные ароматические эфирные масла умели выделять из растений методом холодного анфлеража с глубокой древности. Концентрация вещества при этом возрастает в тысячи раз, получается очень компактный продукт.

Теперь можно ответить на некоторые пункты (вопросы) из статьи Иоанна.

(2) Масло диптама горит голубовато-красным огнём. Для многих веществ характерен ярко-желтый цвет пламени. В смеси с другими маслами, в т.ч. с обычным лампадным, цвет пламени может получиться каким угодно. Голубой- желтый- красный - перекрыт весь цветовой спектр.

(4) Фальсификации вроде бы и нет. Всё гениальное просто. Никаких чудовищных усилий, никакого реквизита, который надо прятать. Кто знает, что именно искали турки: приспособление для добывания огня, источник огня - зажженную свечку или лампадку, тлеющий трут. А исследовать состав елея... Елею и положено быть горючим и благоухать.
Цитаты:
"В кувуклии (а часто и в храме) выпадает роса (слышали выражение "Божья роса"?). Роса покрывает и Гроб Господень. Начинает сиять, светиться. Православный священник собирает ее ватой. Случалось, что возжигались и лампады в храме. Роса, кстати, оставляет следы на одеже и благоухает."
"На Гробе Господнем и на стенах внутри кувуклии появляется "благодатная роса" с запахом. Эту "росу" собирают ватой и раздают молящимся. Аромат сохраняется долго".

(5-7) Как мы теперь знаем, эфирное масло может самовозгораться и гореть необжигающим огнём на открытом воздухе.

(8-9) Безусловно, концентрация эфира, достаточная для воспламенения, существует только в нескольких локальных областях храма, где происходит самовозгорание. В кувуклии. В лампадах.

(10) Фитили в свечах бывают хитроумные. Фарадей в своей "Истории свечи" упоминает восточные свечи с полыми фитилями. Подходящая конструкция для рассматриваемого случая: эфирное масло из полого фитиля может сравнительно легко загореться, быть погашено и опять загореться от разогревшегося "корпуса" свечи (13, 14).

(15) Возможно, воск с добавками, ароматизированный. Эфирные масла - хорошие растворители, они могут способствовать внедрению расплавленного и растворенного воска вглубь нитей. Возможно, пятна отмоются подходящим растворителем. Это гипотеза; готов поработать с реальными образцами, если кому-либо из счастливых обладателей пятен не жалко будет с ними (не с образцами, а с пятнами) расстаться.

(17) Верно, простое лампадное масло (вазелиновое, каковое в церковных лавках продают) не может гореть без фитиля. А с добавлением летучих ароматических масел - может. В этом и состоит разница между горючими и огнеопасными жидкостями. Пламя может бежать по тонкой полоске бензина, пролитого на асфальт, на бетон - никаких фитилей в этом случае не требуется, потому что жидкость достаточно летуча. Горит не жидкость, а пары жидкости над ней.
В нашем случае вначале будет преимущественно испаряться и гореть эфирное масло; по мере его убывания начнёт испаряться и гореть вазелиновое, пламя станет горячим.

(16) Можно предположить такой способ поджигания: нагретое диптамовое масло разбрызгиваются (из пульверизатора) сверху. Жидкость не горит без кислорода, а при попадании в воздух капли испаряются, загораются (сами, без поджигания!) и падают вниз. (Все три процесса происходят одновременно.) Точного попадания в лампаду не требуется - вокруг нее существует "пожароопасная" атмосфера. Если лампада заправлена соответствующей смесью масел.
За физику и химию отвечаю. Похожа ли эта модель на световые явления в храме, предоставляю судить читателям-очевидцам.


Финал. Цимес. Запаситесь валидолом. Критическое свидетельство (!) о Благодатном Огне христианского (!!!) писателя. Pious fraud переводится ложь во спасение.
Not wanting to drop what is, after all, a legitimate question, later that night I read to Lea a passage from the 11th century Christian writer Abelfaragius. With mixed feelings, Abelfaragius quoted a Muslim detractor of the Easter Eve ritual:  
. . . When the Christians assembled in their Temple at Jerusalem to celebrate Easter, the chaplains of the Church, making use of a pious fraud, greased the chain of iron that held the lamp over the Tomb with oil of balsam; and . . . when the Arab officer sealed up the door which led to the Tomb, they applied a match, and the fire descended immediately to the wick of the lamp and lighted it. Then the worshipers burst into tears and cried out Kyrie Eleison, supposing it was fire which fell from heaven upon the Tomb; and they were strengthened in their faith.

http://www.religion-online.org/cgi-bin/relsearchd.dll/showarticle?item_id=1303

Посмотрим, снимет ли теперь Иоанн, памятуя о долге "отвергнув ложь, говорить истину ближнему своему", заявление о том, что (см. holyfire.org/razbor_barsukov.htm, пункт 20) "ни один человек... не смог заметить даже признаков фальсификации".

Владислав Киселевич
1 июля 2002

Задать вопросы и обсудить статью можно (и нужно!) в форуме.


СЛОВАРЬ
СКЕПТИКА

<<- Главная страница ] [ Форум ->>