Пирамиды

??? Самые большие пирамиды - египетские. ???

Самая большая пирамида в мире расположена в Мексике в местечке Холула-де-Ривадабиа, в ста километрах на юго-восток от Мехико. Эта пирамида была построена между II и VI веками н. э. в честь ацтекского бога Кетцалькоатля. Она занимает площадь 18 гектаров, её высота 54 метра, а объём - 3,3 миллиона кубических метров, т.е. почти на миллион больше, чем у пирамиды Хеопса.

Lexicon


Высота пирамиды Хеопса 137 метров; если на её усечённой верхушке стоял утраченный ныне пирамидион, то высота её была 146,7 метров - почти в 3 раза больше, чем у хвалёной мексиканской. Высокую пирамиду строить сложнее, чем приземистую - достаточно хотя бы посчитать работу по подъёму каменных блоков, не говоря уже о сложном внутреннем устройстве египетских пирамид.

В.К.


Почему пирамида называется пирамидой?

Согласно широко распространенному мнению, слово "пирамида" происходит от греческого "пирамис", в множественном числе "пирамидес", что означает "геометрическая пирамида". Этимологически это слово связано с "пир" - "огонь" (ибо пламя часто похоже на пирамиду) или с "пира", что, помимо прочего, означает "погребальные костры", а в переносном смысле - "могила". Однако тем же словом греки называли и пшеничный кулич, имевший форму пирамиды. Все эти объяснения вполне правдоподобны, даже последнее. Тем не менее в греческих этимологических словарях обычно утверждается, что слово "пирамис", по всей вероятности, египетского происхождения. Но точного доказательства этому нет.

В иероглифических и иератических текстах слово "пирамида" писалось знаками, передававшими звуки "м" и "р"; к ним добавлялся определитель в виде треугольника на узком прямоугольнике, символизировавший пирамиду с каменным ограждением.

Нынешние египтяне (точнее сказать - арабы) называют ее "аль-харам" во множественном числе - "аль-ахрам". Таким образом, ответа на вопрос, почему пирамида называется именно пирамидой, до сих пор нет.

Замаровский, с. 222


??? Египетские пирамиды строили рабы. ???

Такое категоричное мнение - всего лишь фантазия некоторых так называемых учёных, выдающих свои фрагментарные знания за окончательную истину.

"От Нила к расположенной неподалеку строительной площадке движется живой поток полуголых рабов - светлокожих и черных, толстогубых и с приплюснутыми носами, с бритыми головами, распространяя смешанный запах дешевого масла, пота, редьки, лука и чеснока... Вскрикивая и взвизгивая под ударами бичей надсмотрщиков, они бредут по гранитным плитам дороги, протянувшейся от Нила к месту постройки; стеная от врезающихся в плечи веревок, они тащат огромные, медленно передвигающиеся на катках тачки, груженые камнями, каждый объёмом более одного кубического метра. Так под стоны и крики росла на костях рабов пирамида".

К.В. Керам. Боги, гробницы, ученые. М., 1966 г., с. 140

Категоричность тона и красочность описаний побуждает задать вопрос: "Откуда вы это так точно знаете? Почему считаете, что непосильный труд был уделом одних лишь рабов?"

Из шумерских источников мы, например, знаем, что строительство зиккурата было обязанностью и правом (равно как воинская служба) исключительно свободных граждан, рабам же участие в этом категорически запрещалось.
В Афинах возникли споры о том, можно ли использовать труд рабов при строительстве Парфенона; в конце концов закон ограничил их количество до четверти всех работающих. А греческое общество, безусловно, было более зрелым рабовладельческим обществом, чем египетское.

"Наверняка это были не рабы! - отвечают другие, в том числе некоторые египтологи старшего поколения. - Хотя бы потому, что в те времена в Египте не существовало рабов, а если и были, то в весьма небольшом количестве". В документах времен Древнего царства слово "хем", которое позже стало означать "раб", употреблялось не только в этом смысле. Тогда оно означало также "слуга", причём независимо от общественного положения данного лица: "слугой божьим" был, например, сам верховный жрец, "слугой царя" - каждый сановник.

Скорее всего, пирамиды строили и свободные люди, и рабы. По-видимому, свободные работали главным образом сезонно, а рабы - круглый год. Из свободных, вероятно, создавались группы специалистов, живших при стройке, рабы же преимущественно работали в карьерах, причем самые тяжелые виды работ выполнялись военнопленными. Особой классовой дифференциации не предполагали здесь и классики марксизма-ленинизма. "...Грандиозные сооружения Древнего Египта обязаны своим возникновением не столько многочисленности египетского населения, - заметил в "Капитале" Маркс в связи с выводами Диодора, - сколько тому обстоятельству, что значительная часть его могла быть использована на это дело".

Говоря о "свободных" и "рабах", мы, правда, не должны забывать, что по отношению к фараону свободные были такими же лишенными прав подданными, как и рабы. Что касается дисциплины на строительстве, то это была жесткая дисциплина, соответствующая воинской организации отрядов строителей. Дубинки надсмотрщиков наверняка существовали не только для того, чтобы на них опирались. Со времен Древнего царства до нас дошла надпись на стене гробницы, в которой начальник группы ремесленников из царского дворца хвастает тем, что его "с самого рождения ни разу не били перед каким-либо сановником". Если как исключение небитым остался начальник, то каким же было повседневное обращение с рядовым тружеником? Согласно сообщениям Геродота, непосредственных строителей пирамиды "кормил царь". Обнаружена надпись, относящаяся к периоду VI династии, где о каменотесах и надсмотрщиках в карьере говорится, что "все они были на попечении царя"; судя по надписям в гробницах частных лиц, обученные ремесленники и вообще умельцы получали за свой труд "весьма хорошее вознаграждение".

Замаровский, с. 214


СЛОВАРЬ
СКЕПТИКА

<<- Главная страница ] [ Форум ->>